На протяжении этапа обязательного школьного образования, учителя регулярно проводят оценку успеваемости учащихся в классе.
Оценивание проходит на основе шкалы от 1 до 5 баллов. При этом не существует дифференцированных критериев для оценки и сравнения результатов обучения по различным предметам, которые можно объяснить учащимся и их родителям. Учителя, как правило,
присуждают оценки на основе сравнения со высоким, средним и низким уровнями знаний учеников в классе; при этом не существует гарантий того, что два ученика, получивших одинаковую оценку у разных учителей в различных школах, показывают одинаковый уровень знаний. Результаты оценок не могут обоснованным образом использоваться с целью сравнения успеваемости учеников в классе с успеваемостью учеников из других школ, либо с общенациональным ожидаемым уровнем успеваемости учащихся определенного класса. Результаты оценок также не могут обоснованным образом использоваться с целью определения того, освоил ли ученик все знания и
навыки, необходимые для следующего класса. Также данное распределение оценок знаний учащихся не является нормальным распределением способностей, не способствует выявлению учеников с наибольшими трудностями в обучении.
Описанные выше недостатки можно преодолеть с помощью использования «оценки на основе критериев». Методы оценки на основе критериев уже внедрены на территории Казахстана и действуют в ведущих частных школах, Назарбаев Интеллектуальных школах, а также с этого учебного года в 1 классах общеобразовательных школ. Содержание системы критериального оценивания регламентируется инструктивно-методическими документами.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки.
Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.
Критериальное оценивание реализуется согласно следующим принципам:
Взаимосвязь обучения и оценивания.
Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и
ожидаемыми результатами.
Объективность, достоверность и валидность.
Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и
инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.
Ясность и доступность.
Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников
образовательного процесса.
Непрерывность.
Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных
достижений обучающихся.
Направленность на развитие.
Результаты оценивания инициируют и определяют направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся.
Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение учебного года осуществляются два вида оценивания: формативное оценивание и суммативное оценивание . Суммативное оценивание, в свою очередь, включает процедуры
суммативного оценивания за раздел/сквозную тему, четверть, год и уровень
среднего образования.
Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение
четверти. Формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем без выставления баллов и оценок. При формативном оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.
Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям, обучающимся и родителям информации о прогрессе
обучающихся по завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год, уровень среднего образования) с выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период.
Результаты формативного и суммативного оценивания используются учителями для планирования учебного процесса, рефлексии
и улучшения собственной практики преподавания.
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям
1. Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
3. Улучшить качество обучения;
4. Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;
5. Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
6. Вносить предложения по совершенствованию содержания нормативных и методических документов.
Обучающимся
1. Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
2. Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
3. Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
4. Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям
1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.